Античный стиль

 

Термин «античность» восходит к лат. antiquitas — древность, старина. Чаще всего «античность» употребляется как собирательное название применительно к культурному наследию Древней Греции (эллинизм) и Рима — VI век до н. э. — V век н. э.

Античный стиль всем нам известен великолепными памятниками Древней Греции и Рима, памятниками архитектуры, скульптуры. Эпоха того времени оказала большое влияние на последующие поколения, где ясность и гармония, величественность и спокойствие красоты, служили источником и образцом. Великолепие памятников и скульптур (знатных людей, богинь и богов), триумфальных арок, колонн, цилиндрических сводов, удивительной художественной росписи, до сих пор восхищают, своей неподражаемостью и гармоничностью, современного ценителя архитектуры.

Античный стиль в современном интерьере

На сегодняшний день, античный стиль в интерьере широко распространён, но из-за отсутствия единого мнения на этот счёт, возникает множество дизайнерских противоречий, благодаря чему существует огромное количество вариантов оформления в данном стиле. Несмотря на это, есть и определённые характерные черты данного стиля, которых необходимо придерживаться, при создании античного интерьера: ясность геометрических форм, наличие атриума (центральное помещение), колонны и лепнина, сложная цветовая гамма (сочетания синего и зелёного с цветом слоновой кости, с оттенками золотого и красного, а также чёрного и жёлтого), роспись стен греческим орнаментом, сдержанность декора, простота, отсутствие лишних деталей.

Для создания античного стиля сегодня в дизайне помещения размещают колонны - гладкого типа, окрашенные в белые, серые, бежевые цвета или цвета слоновой кости (в эпоху античности колонны были разукрашены в яркие цвета), по краевой линии зала, иногда они служат не только декоративным элементом, но и опорой для балок. Нередко на таких колоннах могут быть имитации древности - неровная поверхность, отколовшиеся осколки. Колонны могут быть цельными, а могут воссоздаваться как бы из частей. В современных особняках иногда устраивают террасы, которые имитируют античную постройку. Атланты, поддерживающие потолочные балки - один из античных мотивов в современном декоре. На стенах проводят отделку при помощи «дикого камня», а также разнообразных видов штукатурок, предназначенных для декорирования стен,  предпочтительно цветом слоновой кости, всеми оттенками желтого и золотистого цвета. Цвета должны быть сложными, но одной насыщенности и тональности. Стены оформляются декоративным цокольным поясом, который обычно выделяется цветом. Потолок и стены разрисовывают в большинстве случаев сюжетами из мифологии. Расписной потолок дополняется рельефными изображениями. Для отделки пола используют камень, либо керамический гранит, что проявляет схожесть с кладкой в старину, также используют ковровые покрытия, изготовленные вручную с наличием античного орнамента. Если античное жилище освещалось либо естественным образом (свет из атриума), а также факелами и огнем из очага-камина, то в современных зданиях для имитации античного интерьера используют светильники в виде факелов или встроенные светильники и скрытую подсветку, рассеянный свет которой ненавязчиво напоминает о древности. Для декорирования окна используют в основном занавесы, сшитые из воздушного и приятного материала. Цветовая гамма занавесов состоит из светлых оттенков – это бледно-розовые, бежевые, фисташковые, голубые тона. Великолепные, плавно переходящие сборки придают еще большую красоту обстановке. Покрывала и скатерти были обычно гладкокрашенными, а по краю ткани шел характерный узор. Иногда ткань могла украшаться вышивкой. Уже в период античности в интерьере присутствовали своеобразные зеркала из шлифованного металла (чаще всего это была бронза). Такие зеркала были небольшого размерам и их помещали на небольших столах или скамьях.

Античные вазы, расписанные мифологическими сценами и разнообразные по форме, также украшали интерьер. Подражания таким вазам можно встретить и в современных домах.

Кроме этого, для украшения жилищ и храмов использовали скульптуры и барельефы. Для изготовления статуй богов и героев греки применяли особую технику - основание делали из дерева, одежды и оружие выполняли из золота или бронзы, а лицо, руки и другие открытые части тела покрывали слоновой костью. Кроме того глаза статуи нередко делали из драгоценных камней, а лицо раскрашивали. В современном интерьере скульптуры изготовляют чаще из мрамора или шамота (разновидность крупнозернистой глины).

Изображение ложа (клинэ) и стола, древнегреческий храмовый барельеф, Греция

Основными элементами орнаментики в эпоху античности были растительные орнаменты, листья аканта, грозди, гирлянды, фрукты, пальметта, ряды листьев, лотос и другие цветы. Комбинации этих цветов, листьев и вьющихся побегов наподобие натюрмортов были строго симметричны и стилизованы, выражены в точной, ясной композиции, четких очертаний и яркой окраски. Для античной орнаментики характерны  также фигуральные, геометрические и архитектурные элементы. Характерным геометрическим орнаментом была спиральная, а также волнистая линия. Широко распространенным орнаментом был меандр; к архитектурным орнаментам относились ионики  (овы), бусы и зубчики. Орнаментика была часто символической и богата аллегориями. Часто встречались изображения зверей, символически используемые фигуры орлов, львов грифонов и других крылатых хищников или сфинксов. Также активно используется военная эмблематика, воспевающая славу римских походов.  У римлян впервые в истории стилей мы встречаем осознанную стилизацию.

Мраморное подстолье из Помпей

  

 

Бронзовое изголовье кровати, Британский музей, Лондон 

  

Пальметта

  

 

 

В целом, в древнеримской мебели господствует эклектизм, заимствовано все, что можно приспособить к господствующим вкусам. Римляне почти ничего не добавляют к основным греческим формам мебели, уделяя максимум внимания богатому, помпезному оформлению.

Однако, начиная с эпохи Возрождения, тенденции древнеримского мебельного искусства оказывают заметное влияние на формирование стилей последующих эпох. Особо важную роль традиции античного Рима играют при становлении стилей классицизм и ампир.

Античная мебель

Римляне оставили свой след в истории мировой культуры, в том числе и в истории мебельного дизайна.

В Помпеях и других древнеримских городах было найдено несколько замечательных образцов бронзовой и мраморной мебели. К сожалению, оригинальная деревянная античная мебель почти не сохранилась, но мы можем видеть её на фресках, рельефах и вазах.

Складной табурет на древнеримской фреске

Изображение клисмоса в вазовой росписи, Греция

Мастер мебельщик на древнегреческой вазе с изображением клине

 

Лоуренс Альма-Тадема

 В период античности мебель была выполнена из древесины и иногда покрывалась тканями. Также в римском интерьере впервые появляется мебель, плетенная из ивовых прутьев. Она имела совершенную форму и была прекрасно исполнена.

Сцена в парикмахерской. Клиент сидит в плетеном кресле. Мраморный рельеф

В III веке до н.э. появляется богатая мебель из бронзы, отделанная золотом, серебром, с мягкой обивкой, слоновой костью и даже инкрустированная драгоценными камнями.

К способам декоративного оформления относились резьба по дереву  и по слоновой кости,  металлическая пластика бронзой, серебром и золотом, гравировка, роспись, позолота, интарсия, маркетри и фанерование различными по цвету породами дерева, мозаика и инкрустация серебром, золотом, слоновой костью, черепахой и даже драгоценными камнями. Во внутреннем оформлении жилища помимо столяров принимали участие специалисты по бронзовому литью, токари, граверы, чеканщики, резчики по дереву и слоновой кости. Образцами служили поздние формы греческой мебели, однако в руках римлян они получали более богатое, более декоративное оформление, тщательно прорабатывались даже мелкие детали.

   

Бронзовые изголовья кровати из Национального археологического музея Неаполя.

   

Ножки мраморного стола в виде львиных лап с головой льва. Помпея

Мраморный стол с мозаичной столешницей, Национальный археологический музей, Неаполь

Для изготовления мебели чаще всего берутся такие породы древесины, как клен, самшит, кедр, туя, ясень, олива, пальма, орех, а для интарсии – самшит, пальма, платан и черное дерево. Наряду с древесиной в декоре мебели применяются также и дорогостоящие материалы: бронза, мрамор, золото, серебро, слоновая кость, рог или панцирь черепахи. Часто изделия мебели высекаются из мрамора, глины или полностью отливаются из бронзы.

   

Лоуренс Альма-Тадема, "Розы. Наслаждение любовью"

 

 

    

Лоуренс Альма-Тадема, "Розы Гелиогабала", 1888. Здесь художник проиллюстрировал рассказ «Истории Августов» о том, что во время пиров Гелиогабал (императорское имя — Цезарь Марк Аврелий Антонин Август) приказывал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что пирующие задыхались.

   

Лоуренс Альма-Тадема,       "Галерея скульптур", 1867

 

 

 

 

В обиходе были различные типы мебели, отвечающие разнообразным запросам.

 

Лоуренс Альма-Тадема,

"Саффо и Алкей", 1881

 

Роспись на древнегреческой вазе

   

Лоуренс Альма-Тадема

 

Римляне — как и древние греки — большую часть жизни проводили лёжа, так как не только ели, но зачастую и работали — читали, писали, заключали сделки — лежа. Для этого они применяли различные ложа (lectus tricliniaris, cline),  что-то среднее между кроватью и софой. В большинстве случаев ложе было на высоких опорах и перед ним ставили скамеечку. Позднее оно приобрело подголовник и подушки. Ножки были совсем не изящными. Прямые, схожие с колоннами или выточенные, они часто украшались волютами. Вокруг круглого обеденного стола устанавливались три ложа, на каждом из которых могли расположиться три человека.

 

Изображение ложе на древнеримских фресках

 

Ложе для трапезы

 

Ложе для трапезы

 

Лоуренс Альма-Тадема, "Земной рай", 1881

 

 

Лоуренс Альма-Тадема, "Катулл, читающий свои поэмы в доме Лесбии", 1870

 

Лоуренс Альма-Тадема, "Катулл, читающий свои поэмы в доме Лесбии", 1870

   

   

Клине, Греция

 

Стол у римлян играл большую роль и имел различное назначение. Обеденный стол был легкий и подвижный, так как иногда при перемене блюд менялся и стол. Этому назначению лучше всего соответствовал греческий тип стола на трех ножках. Ножки его часто были выполнены из бронзы в виде звериных лап. Греки с присущим им чувством формы делали ножки, которые только заканчивались в форме звериных лап или копыт, верхняя часть оставалась тектонической формы. Римляне же, наоборот, всю ножку стола делали в виде фигуры фантастического животного. Можно было встретить комбинации звериных лап с элементами фигур льва, грифа или сфинксов и листьями аканта. Несмотря на такой способ оформления, общая форма изделий благодаря богатству, гибкости и динамичности очертаний была весьма благородной. Для позднеримских форм характерна прямо-таки барочная перегруженность.

 

Бронзовый треножник, Греция

 

Стол (трапедза), Греция

 

Трехногий бронзовый столик, Рим

 

Складной механический стол, Помпея

 

Бронзовый треножник, Рим

 

Стол, Греция 

 

Изображение стола и ложе на древнеримской фреске

 

Лоуренс Альма-Тадема

 

Лоуренс Альма-Тадема, "Миценат"

Следует упомянуть еще две формы столов: мраморный стол на трех ножках, об оформлении которого уже говорилось, и стол — т. н. gartibulum, — который стоял на почетном месте в атрии, по форме напоминал креденцу и символизировал домашний очаг. Вместо ножек были две боковины из мрамора в виде крылатых львов, богато украшенные резьбой, волютами. На основе этой формы возник один из типов столов итальянского ренессанса. Некоторые столы были настоящими произведениями искусства. Они стоили дорого, особенно ценились круглые обеденные столы из лимонного дерева на одной ножке из слоновой кости. Боковины столов обильно покрывались резьбой, изображающей грифонов, крылатых львов, орлов. Крышки стола изготовляли гладкими с украшениями мозаикой и инкрустацией.

 

Круглый мраморный столик, Помпея

 

Мраморный стол, Рим

 

Мраморный стол, Рим

 

Лоуренс Альма-Тадема

 

Лоуренс Альма-Тадема

 

Лоуренс Альма-Тадема

Что касается мебели для сидения, то здесь почти неизменными оставались табурет(скамеечка), складной стул и церемониальное (тронообразное) кресло. Появляется компактный вариант стула с широким сиденьем, но без спинки — нечто подобное современной банкетке . Изобретены складные столы и стулья; широкое распространение получают трехножечные столы и стулья; сиденья стульев и изголовья кроватей оборудуются мягкими набивными подушками — первые опыты создания мягкой мебели. Стиль античной мебели характеризуется изысканной формой мебельных ножек — они приобретают изогнутые линии и часто имитируют ноги животных.

Табуреты без спинки (sella, scamnum, subsellium) были из древесины или бронзы с выточенными ножками, в оформлении которых частично чувствовалось влияние этруской техники литья из бронзы. Это были простые, неприхотливой формы скамьи  для повседневного пользования. Известна нам и другая форма скамьи: со спинкой и подлокотниками, которая стояла в атрии домов состоятельных людей и предназначалась для того, чтобы пришедшие с улицы могли сесть на нее и смыть пыль с ног.

 

Изображение деревяной скамьи на древнеримской фреске

 

Лоуренс Альма-Тадема

 

Бронзовый табурет из Национального археологического музея Неаполя

Для повседневного пользования, преимущественно для женщин, в V в. до н. э. был создан легкий, элегантный клисмос — стул с серповидными ножками, изогнутые задние ножки держали спинку. Такие стулья, вероятно, изготовляли из гнутой древесины с применением бронзы. Это первая форма в истории развития мебели, где функциональное начало соединено с сознательным художественным оформлением. Изящность линий клисмоса — как в техническом, так и в художественном отношении — является апогеем греческого мебельного искусства. Этот тип был распространен на протяжении всего периода античности, и по истечении более чем 2000 лет известный классическими формами ампир вернулся к этой форме стула.

Джон Уильям Годвард,
«Лесбия с воробушком»

     

Тип складного, т. н. курульного (парадного), с квадратным сиденьем и ножками Х - образной формы, стула (sella curulis) использовали важные персоны, а курульное императорское кресло (sella imperatoris) — только император. Для женщин - особые стулья с с удобной полукруглой спинкой – катедрой. Солиум (solium) — почетный стул для глав аристократических семейств, которые имели свое постоянное место в храмах, театрах, купальнях или в таблинуме; их кресла часто были высечены из мрамора, с рельефами и ножками в виде звериных лап. Кресло часто дополнялось скамеечкой для ног (scabellum). Еще одна форма скамьи — т. н. bisellium — парадная двухместная скамья без спинки, которой всегда пользовался один человек как знаком почести, возданной ему. Как уже упоминалось, даже такая повседневная мебель была обильно украшена глубокой резьбой, металлическими пластинами, декоративными, а в случае мебели для элиты и драгоценными камнями, золотом и серебром.

Традиционная кровать (lectus cubicularis, lectus genialis), обычно деревянная, богато драпировалась и имела мягкую обивку. Четыре выточенные ножки несли четырехугольную деревянную раму с низким — косым или изогнутым —изголовьем. Деревянные кровати с одной спинкой, в которых в качестве украшений использовали серебряные накладки. На раму натягивали ременную сетку. Матрасы и подушки сначала набивали шерстью, позднее гусиным пером и пухом. Профилированные поперечины, интарсия и бронзовые украшения на раме придавали этой мебели очень эффектный вид. На базе этой мебельной формы возникли носилки, которыми пользовались знатные римляне для передвижения по городу. Эти кресла-носилки в зависимости от состоятельности их владельца были более или менее роскошными.

Шкафов в римском жилище почти не было, они относились к предметам обстановки лавок, что известно нам по многочисленным изображениям. Для хранения же предметов домашнего обихода чаще всего использовали сундуки. К сожалению, о римских сундуках мы знаем немного. Один из видов сундуков — т. н. арка (area); он обычно стоял в атрии, никогда не передвигался, в нем хранились ценные вещи, имевшиеся в доме; сверху сундук полностью обивался железом; это как бы несгораемый шкаф античности. Сундуки украшаются резьбой, изображающей людей и животных. Непременный атрибут древнегреческого интерьера – маленькие сундучки, шкатулки, шкафчики для мелких предметов и туалетных принадлежностей. 

  
Изображение шкафа - витрины на древнеримском рельефе.

 

Деревянный шкаф. Реконструкция по остаткам, найденным в Помпеях.

 

Металлический сундук из Национального археологического музея Неаполя.

О других изделиях римской мебели мы почти ничего не знаем. Известно, что римский интерьер украшало множество предметов обстановки из бронзы и железа: канделябры, треножники, столы и другие мелкие бронзовые вещи и приспособления. Оставшиеся в наследство от этрусков основные формы их с большим мастерством были усовершенствованы римлянами.

Большинство произведений античного искусства, в том числе и мебель, было цветным. Резные или инкрустированные орнаменты были сильно раскрашены, что делало деревянные предметы еще более яркими, красивыми.

Римским искусством заканчивается история античного искусства. Но в последующие столетия достижения римского искусства вновь и вновь оказывали свое влияние, особенно в эпоху классицизма, и в настоящее время они все еще могут служить примером для подражания.

       

 

Материал подготовила Кухтик И.В.

При использовании любой части данной статьи - ссылка на сайт www.zgmebli.com.ua является обязательной





poker joomla templateeverest poker bonus
By Joomla 1.6 Templates and Simple WP Themes
??????.???????